Психологическая помощь учащимся
во время экзаменов
Возможные деструктивные состояния учащихся на экзамене:
- паника
- беспокойство
- тревога
- страх
- беспомощность
- ступор
- апатия
- растерянность и т.п.
В чем нуждается ученик? | Что полезно делать? | Что не полезно делать? |
• В поддержке • В назывании (озвучивании) чувств, осознании своих чувств • В опоре • В ресурсах • В возвращении контроля за ситуацией • В стимуляции • В принятии его состояния и его самого (имеется в виду потребность человека в признании его состояния как нормальной реакции на стресс) |
Цель: изменить состояние, снизить эмоциональное напряжение ребенка • Слушать ребенка 1.Установить контакт с ребенком. • Невербально и вербально проявлять участие в проблеме ребенка. • Обозначать и называть чувства ребенка (Я вижу, что ты волнуешься, тебе страшно, ты злишься, ты в панике) 2.«Заключить контракт» с ребенком и «анализировать проблему» в рамках контракта, не акцентируясь на прошлом опыте. • Я вижу, что ты волнуешься, что хочется сделать с волнением? • Как это может быть сделано? • Кто это может сделать? Я могу в этом помочь? • Давай для начала сядем поудобнее и сконцентрируемся на своем дыхании (дыхание на счет 3-7, 7-11 и др. дыхательные методики) • Что тебе хочется в этот момент7 ( из этого состояния?) • Можно ли найти место, откуда мы посмотрим на ситуацию по-другому? • Мне хочется поддержать тебя в этой ситуации. (Кто может поддержать тебя в этой ситуации? Чего тебе хотелось бы от педагога в аудитории, от ребят в аудитории?) 3.Использовать все известные техники консультирования: • Резюмировать слова ребенка. • Перефразировать слова ребенка (Я услышала, что ты…) • Присоединять чувства содержанию. 4.Обозначать пути выхода из ситуации. 5.Использовать юмор, где это уместно. 6. При завершении разговора убедиться, что ребенок принял какой-либо вариант выхода из ситуации. • Как ты сейчас? • Что ты для себя решил? И т.п. |
• Торопиться самому и торопить клиента (ребенка, педагога) о навязывании решения. • Предъявлять требования. • Предъявлять прямые указания. • Игнорировать его состояние. • Ссылаться на опыт других людей |